Что такое логоневроз: причины, симптомы и лечение патологии

Логоневроз — это нарушение плавности и темпа речи в виде задержки, изменения, повторения или удлинения отдельных звуков, слогов и слов. Впервые такая проблема проявляется у детей в возрасте 2-6 лет. В случае возникновения логоневроза, ребенка необходимо показать нескольким специалистам, так как нарушение речи может быть обусловлено различными причинами.

логоневроз у детей в возрасте 2-6 лет.

Что такое логоневроз?

Логоневроз относится к системным общим неврозам. Патологическое состояние возникает в основном, когда ребенок испытывает сильный стресс. Речевой невроз чаще диагностируется у мальчиков.

Эта форма заикания проявляет себя только в период сильного нервного перенапряжения. Кроме того, у людей с таким расстройством речи нет определенных труднопроизносимых слогов или звуков. Например, во время экзамена человек может с затруднением произносить букву «с», а в конфликтной ситуации испытывать трудности с каким-либо слогом.

Установлено, что логоневроз имеет связь с логофобией или страхом речи (боязнью разговора).

Виды и причины возникновения невроза

Речевой невроз подразделяется на три формы:

1. Тонический. Характеризуется тягучим и долгим произношением звуков и слогов или паузами в речи.

2. Клонический. Отличается повторением несколько раз звуков и слогов.

3. Смешанный. В соответствии со своим названием сочетает тонический и клонический виды.

Отличие заикания от логоневроза заключается в том, что первое проявляется постоянно, а второе — в момент сильного стресса или нервного перенапряжения.

Рассматриваемое патологическое состояние может проявиться как в детском возрасте, так и у взрослых людей, и его возникновение может быть связано с различными причинами. У детей в период от 2 до 4 лет нервное заикание развивается из-за следующих факторов:

  1. Особенности развития речевого аппарата. К нарушениям, в частности, приводит стремление родителей в раннем возрасте обучить ребенка нескольким языкам. Из-за этого у детей формируется неправильный темп речи.
  2. Особенности характера. Неврозы в целом возникают у мнительных, тревожных, нервных детей.
  3. Наследственная предрасположенность. У родителей с речевыми нарушениями дети часто имеют сходные проблемы.

Заикание в раннем возрасте развивается из-за речевых патологий:

  • алалия;
  • дислалия;
  • ринолалия.обучение ребенка нескольким языкам

Кроме указанных причин у детей в первые годы жизни логоневроз возникает на фоне патологий ЦНС, вызванных гипоксией плода, инфекционными заболеваниями во время беременности, родовыми травмами.

У детей старше четырех лет логоневроз возникает обычно под действием других факторов:

  1. Сильный или продолжительный стресс. Постоянные конфликты в семье, проблемы с ровесниками и другие подобные факторы провоцируют развитие заикания.
  2. Страх. Логоневроз впервые проявляется в момент, когда дети, испытывающие сильное нервное напряжение (например, во время выступления), пугаются чего-либо. В будущем при возникновении аналогичной ситуации заикание будет возвращаться.
  3. Психологические травмы. К ним относится страх, давление родителей, неправильное воспитание, завышенные требования со стороны взрослых.

В более старшем возрасте логоневроз возникает на фоне физического или умственного переутомления. У подростков в силу особенностей развития организма в данном периоде отмечаются кратковременные проявления речевого невроза.

Логоневроз у взрослых возникает из-за следующих причин:

  • травмы головного мозга;
  • нарушение кровообращения в головном мозге;
  • инфекционные патологии, из-за которых нарушается прохождение нервных импульсов.

Как и у детей, к появлению логоневроза у взрослых может привести психологическая травма. Лечение патологического состояния рекомендуется проводить как можно раньше.

Симптоматика заикания

Основной симптом логоневроза, который проявляется у детей и взрослых — паузы во время разговора. Также на патологическое состояние указывают:

  • многократное повторение отдельных звуков, слогов или слов;
  • проблемы с произнесение слов или слогов;
  • спазмы мышц гортани;
  • чувство нехватки воздуха.

Одновременно с этим у людей отмечаются артикуляционные и дыхательные судороги. Последние характерны для невроза, затрагивающего органы дыхания.

При невротическом заикании обычно жалобы бывают на:

  • повышенную тревожность;
  • чувство страха;
  • проблемы с самооценкой;
  • активное потоотделение;
  • проблемы со сном.

В момент возникновения проблем с произнесением слогов или слов, у пациента изменяется мимика, появляются гримасы на лице, тики. У больного человека подрагивают губы, непроизвольно моргают глаза.

Методы диагностики

Постановкой диагноза занимается невролог. При подозрении в систематических (около трех месяцев) нарушениях плавности и ритмичности речи, затруднениях начать предложение, вызванных повторяющимися заминками, возникновении гримас в ходе разговора для преодоления выговаривания проблемных букв или слогов  врач ставит диагноз — логоневроз.

При подозрении на невроз проводятся обследования пациента с помощью ЭЭГ и МРТ.

При необходимости назначаются другие диагностические мероприятия, включающие анализ жалоб пациента, выясняется психологический климат в семье. Эти данные позволяют исключить наличие других патологий и подобрать оптимальную тактику лечения.

Как лечить логоневроз

Ввиду того что логоневроз представляет собой один из видов неврозов, патологическое состояние необходимо дифференцировать с другими нарушениями речевого аппарата.

Клиническая терапия

В основе рассматриваемой проблематики лежат нервные расстройства, поэтому лечение логоневроза у взрослых и детей проводится с помощью седативных препаратов, успокаивающих нервную систему:

  • «Афобазол»;
  • «Глицин»;
  • «Грандаксин».

Для устранения спазма речевых мышц применяются «Мидокалм», «Магнерот» и другие спазмолитические лекарства. Дополнительно в лечении патологического состояния используются препараты, улучшающие мозговое кровообращение.

афобазол

Принципы психотерапии

При логоневрозе лечение, основанное на психотерапевтических методиках, предусматривает проведение сеансов:

  1. Рациональной психотерапии. Метод позволяет устранить негативные мысли о себе и окружающей обстановке, а также сформировать положительный взгляд на проблему.
  2. Суггестивной психотерапии. Этот поход предполагает гипнотическое воздействие на психику пациента.
  3. Аутотренингов. Данный способ помогает пациенту обучиться контролю собственной речи.

По окончании психотерапевтического лечения пациент должен избавиться от заикания.

Логопедические занятия

Занятия с логопедом дают наиболее ощутимый эффект в лечении логоневроза, если сочетаются с приемом седативных препаратов и посещением психотерапевта.

Логопед работает над постановкой правильного произношения отдельных звуков или слогов. При этом в случае заикания, возникающего в раннем возрасте, логопедическое лечение составляет основу терапии патологического состояния.

Лечебная физкультура

Лечение посредством ЛФК, как и другие формы терапии, направлено на нормализацию состояния нервной системы. Аналогичную цель можно достигнуть, посещая мануального терапевта.

Дыхательные упражнения

Дыхательные упражнения, как и ЛФК, относятся к практике йоги. Этот способ лечения позволяет восстановить состояние нервной системы, избавиться от тревожности и страха. Дыхательные упражнения эффективны в стрессовых ситуациях. Порядок и правила выполнения подобных занятий следует уточнять у лечащего врача.

Лечение народными средствами

Лечение в домашних условиях призвано восстановить состояние нервной системы. Для этой цели применяются:

  • настойка валерианы;
  • настойка пиона;
  • настойка боярышника и другие растительные седативные средства.

Также дома в лечении можно применять отвары душицы, руты пахучей или крапивы.

Избежать проблемы легче, чем ее лечить

В целях профилактики развития логоневроза необходимо повысить собственную стрессоустойчивость. Для этого следует:

  • отказаться от вредных привычек;
  • вести активный образ жизни;
  • снизить уровень физической и умственной нагрузки;
  • восстановить режимы сна и бодрствования.

Занимаясь лечением детей, необходимо снизить уровень психоэмоциональной нагрузки. С ребенком рекомендуется вести себя так, чтобы действия взрослых повышали самооценку у малыша.

Ссылка на основную публикацию